Правила поведения на богослужении для нестарообрядцев

(документ Совета Митрополии 2013 г.)

Мы, старообрядцы, относимся с пониманием к желанию инаковерующих ознакомиться со старообрядческим храмом. 
Просим соблюдать благоговейное отношение к святому храму. 
Просьба не проходить вглубь храма, не прикладываться к иконам и воздерживаться от внешних молитвенных действий.
Одежда пришедшего в храм должна быть опрятна и благопристойна, обязательно с длинным рукавом. Мужчины должны находиться в храме с непокрытой головой, женщины покрывают голову платком (женщинам не положено находиться в храме без платков или в других головных уборах). Женщинам приличны длинные юбки, платья, сарафаны. 
Перед тем как войти в храм необходимо отключить мобильные телефоны. Фотографировать, а также производить аудио- и видеозапись допускается только с разрешения настоятеля храма.
Во время службы нельзя разговаривать. Вопросы, по возможности, отложите до окончания богослужения: тогда на них Вы получите более обстоятельные ответы.
По возникшим у вас вопросам по окончании службы обратитесь к настоятелю храма. Если у Вас имеется требующий длительного разговора вопрос к священнику, не старайтесь разрешить все Ваши проблемы на ходу. Лучше договориться о встрече в удобное для Вас и для него время.
Не обижайтесь, но простите Христа ради, если какие-то замечания прихожан показались Вам нетактичными.

Правила посещения храмов экскурсиями нестарообрядцев

Организатор экскурсии должен заранее согласовать с настоятелем время посещения храма, продолжительность и содержание экскурсии.
Проведение экскурсии предпочтительно должно поручаться благословленным на то христианам.
Экскурсия должна проходить во внебогослужебное время.
Проведение экскурсии разрешается в определенной настоятелем части храма.
Экскурсанты должны быть в подобающей одежде: женщины с покрытой платком головой, в одежде с длинными рукавами и в юбке ниже колен, мужчины в брюках и рубашке с длинными рукавами.
В храме не разрешается прикладываться к иконам и другим святыням.
Фото- и видеосъемка допускается только по благословению настоятеля.

Для чего нам нужен храм

Дом Мой есть дом молитвы.

Лк. 19, 46
Храмом, или церковью, называется здание или помещение, специально построенное или приспособленное для духовной цели — совершения собирающимися здесь христианами соборной (совместной) молитвы Богу. После постройки церковное здание освящается по особенному чину (порядку) епископом или священником по благословению епископа, после чего храм силой и действием благодати Святаго Духа приобретает своего Ангела Хранителя и иные особенные свойства, становится не простым домом, но, по словам святых отцов, земным небом.
Здесь таинственно пребывают сам Владыка мира Господь Исус Христос, Пресвятая Богородица, святые ангелы и архангелы и множество святых угодников Божиих. Здесь священнослужителями совершаются моления и Таинства церковные для духовного очищения, просвещения и освящения православных христиан. Здесь, наконец, происходит и самое великое церковное тайнодействие: во время Божественной Литургии жертвенные хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом прелагаются (превращаются) в истинное Тело и Кровь Самого Спасителя Христа, т.е. совершается Таинство Евхаристии. С церковного амвона (возвышения перед Царскими вратами иконостаса) в словах пастырской проповеди звучит возвышенное учение Владыки Христа, святых пророков, апостолов и святых отцов, говоривших по внушению Духа Святаго. Эти слова и поучения открывают нам истинную мудрость, истинный путь и свет и в нынешней временной жизни, и в будущей безконечной. Поэтому всякий храм есть также и школа (училище), где люди познают главные науки — правую, Богом данную, веру и христианское благочестие.
Можно по справедливости назвать храм источником нашей жизни, ибо, по словам Господа Исуса Христа, не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). И еще: Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). Отсюда следует, что всякий человек, не ходящий в храм на молитву Богу, тяжко согрешает: он лишает себя божественной пищи и радости как в настоящей, так и в будущей жизни и становится, таким образом, духовным самоубийцей.
Но почти то же можно сказать и о человеке, который ходит во святой храм, но посещает его безчувственно, механически, по привычке, без должного внимания к совершаемому в церкви священнодействию, пению и чтению. Такие люди, находясь в храме, не получают от этого никакой пользы. К сожалению, таких прихожан немало среди современных старообрядцев. Всем нам необходимо помнить слова Спасителя: Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня… (Мф. 15, 8-9), — чтобы не уподобляться безплодной смоковнице (Лк. 13, 6-9). Поэтому данное пособие полезно будет прочитать и тем, кто только приобщается к церковной жизни, и тем, кто с ранних лет привык считать себя христианином.
 
О вхождении в церковь

Собираясь в церковь, еще дома необходимо приготовить деньги на свечи и церковные сборы, чтобы во время богослужения не заниматься разменом и прочей суетой, отвлекая внимание и мешая молящимся.

Подойдя к зданию храма, следует стать против входа и совершить три поясных поклона с крестным знамением, взирая на образ Господа Исуса Христа, или Его Честный Крест, или какой-либо иной образ, находящийся над входной дверью, с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешному (поклон); создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон); без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго (поклон)».

Затем спокойно, не хлопая дверью, следует войти в храм и здесь, глядя на иконостас или на любой удобно зримый святой образ (судя по обстоятельствам и внутреннему расположению храма), снова совершить три поясных поклона с вышеуказанной молитвой.

Если приходишь в храм до начала службы, то надо ожидать общего «начала», или приходных поклонов, которые молящиеся совершают перед всяким богослужением вместе со священником или иным лицом, старшим в службе.

При повседневной службе Великого поста все поклоны «начала» — земные, кроме последних трех.

Если же вхождение в храм происходит, когда служба уже идет, необходимо положить «начал» самому, потому что без приходных поклонов, по Уставу Церкви, никакая молитва не совершается. Исключением из этого правила являются Лития за умерших, когда она совершается отдельно от какой-либо иной службы (перед ее началом полагают только три поясных поклона), а также всякая молитва до и после трапезы, то есть за обед и за ужин.

Точно так же, как приходные, совершаются и исходные поклоны, которыми оканчивается всякая служба. Никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, пока не окончится богослужение, ибо это есть тяжкий грех перед Богом. И если все же приходится уходить, когда служба еще не закончилась, прежде чем выйти из церкви, нужно также положить семипоклонный «начал» (исходные поклоны).

В каких случаях нельзя входить в храм и прикасаться к святыне

Входить в старообрядческий храм нельзя:

1) человеку некрещеному или крещенному вне Русской Православной Старообрядческой Церкви. Впрочем, в этом случае по разрешению священника или, в случае его отсутствия, заменяющего его церковнослужителя (например, уставщика) и такому можно находиться в церкви, особенно если он пришел сюда с целью ознакомления с правой верой в поисках истинной Церкви. Но стоять таковому можно лишь около входа (в притворе, на паперти), без внешнего выражения молитвы (то есть без совершения поклонов и крестного знамения). Если же некрещеный или нестарообрядец желает поставить свечу, то для этого нужно попросить кого-либо из прихожан поставить ее по желанию пришедшего;

2) женщине-старообрядке, у которой не прошло сорока дней от рождения ею ребенка. Как известно, при родах бывает естественная нечистота, от которой, по святоотеческому учению, женщина очищается через сорок дней, после прочтения священником особых (очистительных) молитв. Без этих молитв, даже и по истечении сорока дней от дня родов, вход в храм «жене родившей» не разрешается. Необходимо сказать здесь и о том, что упомянутые молитвы входят в состав чина Святого Крещения. Если крещение новорожденного совершается после сорока дней от его рождения, то при крещении в храме присутствует его мать, которой эти молитвы тогда и вычитываются (в притворе). Если же крещение младенца совершается до сорокового дня по его рождении, то родившая женщина в церковь на крещение не приходит и названные молитвы в Чине Крещения не читаются. В этом случае для очищения и возможности войти в церковь, после того как пройдут сорок дней, женщина приходит в храм, где эти молитвы читаются для нее священником в притворе, то есть близ дверей церкви;

3) женщине-старообрядке (и девице) в период месячных;

4) христианам-старообрядцам, живущим в законном браке, в тот день, когда они совокуплялись;

5) христианину-старообрядцу, совершившему тяжкие грехи и отлученному за это от Церкви епископом. Речь идет, в первую очередь, о таких грехах, как убийство, блуд и непримиримая вражда по отношению к кому-либо из христиан во всех их разновидностях. Встречаются, впрочем, такие обстоятельства, когда пребывание вне храма, без Божественной службы, не исправляет, а, наоборот, ввергает согрешивших в еще более тяжкие беззакония. В этом случае, «сматряя свою совесть», человек, совершивший тяжкий грех, по совету и рассуждению духовного отца может находиться в храме и молиться, но должен, подобно некрещеному или иноверному, стоять близ дверей и не подходить для целования ко святым иконам, честному Кресту и иным святыням, со смирением и чистосердечным раскаянием оплакивая свое падение, «аки Адам пред враты Рая».

Одежда для молитвы​

Среди православных христиан-старообрядцев сохраняется древний благочестивый обычай иметь для молитвы в храме особую одежду.

По сути, она есть то одеяние, которое употреблялось в Древней Руси в повседневном обиходе: кафтан или русская рубашка-косоворотка, носимая навыпуск и под пояс, для мужчин и сарафан для женщин. Одежда эта хранится в доме или в храме, в особо устроенном помещении.

Женщина обязана также покрывать голову платком (а не шапкой или иным головным убором), который (по обычаю староверов Центральной и Северной России, а также Сибири) спереди не завязывается узлом, а по-особому закалывается булавкой. Платок должен быть из непрозрачной ткани, не ярким и не цветастым, а скромным и приличным для молитвы и пребывания в храме. Женщина должна покрывать голову так, чтобы не было видно волос. Размер платка должен быть таков, чтобы накрывались плечи и грудь. В дни воскресные и праздничные принято надевать платки белые и иных светлых тонов, в дни же постные (в том числе такие, как праздники Воздвижения Честнаго Креста, 27 сентября, и Усекновения Главы Иоанна Предотечи, 11 сентября) надевают платки черные и других темных тонов. Замужняя женщина под платком должна носить еще и повойник (кичку) — особый чепец, который благословляет ей священник с молитвой при Венчании.

Те христиане, которые почему-либо не имеют кафтанов или сарафанов, должны стараться их приобрести: обычно в каждом более или менее крупном старообрядческом приходе имеется кто-либо, занимающийся пошивом молитвенной одежды на заказ. Но если с особым одеянием для молитвы все же есть трудности, скажем, материальные, то для посещения храма можно довольствоваться обычной одеждой, но только она должна быть скромной, опрятной, неплотно облегающей части тела, неяркой по цвету, с длинным рукавом. Для женщин недопустимо появление в церкви без платка на голове, а также в брюках и слишком вызывающей одежде (мини-юбке, блузке с декольте, одежде из прозрачных тканей, с коротким рукавом и т.п.). Напротив, платье (юбка) должно быть длинным, значительно ниже колен, без всяких разрезов и прочих «модных украшений» внешнего мира, будем помнить наставление Апостола, что дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4). Неприличным также считается и нахождение в храме женщин, носящих обувь на высоких каблуках, ибо не для красования мы вошли в дом Божий; при ходьбе такая обувь производит громкий и резкий стук, отвлекающий от молитвы, кроме того, в такой обуви тяжело совершать земные поклоны и отстоять службу до конца.

Почти все эти наставления обязательны и для молящихся мужского пола. Кроме того, недопустимо входить в храм Божий «при галстуке» и в рубашке (сорочке), заправленной в брюки; а также нельзя в доме Божием, здороваясь, «подавать руку», особенно во время службы. И еще: если уж нет кафтана (для мужчин) и сарафана (для женщин), то должны мы стараться в обыденной одежде, находясь в храме, быть опрятны. Пальто, плащ, пиджак, жакет, кофточка — в чем бы ни были мы одеты, все должно быть застегнуто.

Той же цели — способствовать сосредоточению на молитве Богу — помимо одежды, служит и лестовка, которую должен иметь в руке, находясь в церкви, всякий молящийся.

О хождении по храму

Став на свое место, надо и находиться на нем в течение всей службы, в молчании, сосредоточении ума на смиренной молитве Богу о своих прегрешениях и во внимании ко святому чтению и пению. Необходимо стремиться к тому, чтобы без крайней необходимости не ходить по церкви вообще, а в определенные части службы всякое передвижение воспрещено церковным Уставом. Никакое хождение, а тем более разговоры, не допускаются в следующих случаях:

1) во всяком начале любой из служб, то есть от начального возгласа священника или уставщика до молитвы «Приидите поклонимся»;

2) во время чтения в начале Утрени шести псалмов, начинающихся словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (ексапсалмы). Эти псалмы имеют особое молитвенное содержание и духовное значение, поэтому во время их чтения не только нельзя ходить, но и стоять положено с наклоненной к груди головой, «во образ смирения и покаяния»;

3) во время чтения Апостола и Евангелия. Как и при чтении ексапсалмов, в это время молящиеся стоят с опущенной головой, смиренно внимая слову Божию;

4) во время чтения или пения Символа Православной веры: «Верую во Единаго Бога…»;

5) во время чтения молитв «Трисвятого» и до «Отче наш», в какой бы момент богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда «Отче наш» поется или читается отдельно (на Литургии или на Часах);

6) во время пения Великого Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается;

7) во время произнесения старшим в службе (лицом, завершающим службу) отпуста (который обычно начинается словами «Христос, истинный Бог наш…», или «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради…»);

8) на Божественной литургии во время пения (или чтения на Часах) «Единородный Сын…»;

9) во время пения «Херувимской песни» («Иже херувими…») и совершения переноса жертвенных хлеба и вина; во время пения «Иже херувими…» до и после переноса молящиеся должны стоять с наклоненной главой с чувством смирения и покаяния. Следующая после «Херувимской» часть Литургии также является по своему содержанию весьма ответственной духовно. Именно тогда, в отрезке времени между «Иже херувими…» (после Великого входа) и «Достойно есть», и совершается собственно преложение (Таинственное превращение) хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Исуса Христа, поэтому хождение по храму в эти минуты запрещается. Не принято ходить и во время пространного пения клиросами «причастна», указанного Уставом стиха из Псалтыря, во время исполнения которого (после возгласа «Святая святым») священство причащается в алтаре и приготовляет святые Дары для причащения молящихся;

10) во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12 частей (кондаков и икосов), заканчивающихся поочередно словами «Радуйся, Невесто Неневестная» и «Аллилуйя». Акафист (или, правильнее, акафисто) читается в церкви в посты, на так называемых «правильных канонах», после общего начала Исповеди, а также, по особому уставу, на Утрени в субботу 5-ю Великого поста, в службе Похвалы Пресвятой Богородице (в современной практике — в 5-ю пятницу Поста вечером).

Во время службы нельзя разговаривать с прихожанами (тем более с опаздывающими). По делу же надо сказать коротко и шепотом или указать молча. Сотрудники храма и дежурные миряне должны соблюдать те же правила и должны быть примером для прихожан, а в случае нарушения тишины или порядка — делать замечания. Однако замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, т.е. увещевать, а не раздражаться. Не гнать инаковерующих, только указать отведенное для них место. Помни: если ты отвратишь от истинной веры хоть одну душу, то погубишь свою.

Если во время службы возникла острая необходимость выйти из храма (только не во время вышеперечисленных случаев особенного благоговения), то следует помолиться 3 поклона (в пояс) с молитвой: «Боже, милостив…» — и тихо и скромно выйти… Входя обратно, у дверей прислушайся, что читается или поется, — если что-то из «тех случаев», то обожди у дверей, затем пройди на свое место, помолись также три поклона с молитвой «Боже, милостив…» и вникай в общую церковную молитву.

Находясь в храме, не осуждай невольных ошибок служащих и прихожан, полезнее будет сокрушаться и вникать в собственные грехи, недостатки и просить Господа помиловать нас. Если во время богослужения кто-то мешает молиться, постарайся справиться с этим искушением, не раздражаясь, или отойди в другое место.

Дети в храме

Детей поведению в храме учить надо дома, чтобы, придя в храм, они уже знали, как себя вести. А в храме лишь шепотом подсказать, что делать.

Нельзя разговаривать с детьми вслух, понукать, поучать в то время, когда уже идет служба. Всему научи заранее, а не в то время, когда все молятся.

Дети должны соблюдать те же правила, что и взрослые: не разговаривать, не ходить, не бегать по храму. Следи, чтобы они вели себя скромно. Приучай детей слушать молитву. Внушай страх перед Богом за свое плохое поведение.

Не позволяй ребенку есть в храме. Если малое дитя расплакалось в храме, то сразу вынеси его.

Приучай же детей, чтобы они осеняли себя крестным знамением непоспешно, благоговейно, ибо молитвой взываем ко Господу о милости и благодати. Если дети сильно плачут перед причастием и отворачиваются от святой Чаши, то родители должны обратить серьезное внимание на свою духовную жизнь и стараться вести себя достойно звания христианина.

Стояние на молитве

Совершив семипоклонный «начал», следует встать на определенное место, на котором подобает находиться в течение всей службы. «Потом, — наставляет книга «Сын церковный», — поклонися в пояс около тебе стоящим людем, произнося тихо: «Простите мя, отцы и братия» (глава 35-я). «Аще где прилучится власти быти, — продолжает учить «Сын церковный», — и ты власти всегда прежде поклонися до земли, глаголя: прости мя, владыко святыи (или: отче честный), и благослови мя, и помолися за мя грешнаго» (глава 36-я).

У людей, ходящих в храм в течение долгого времени, как правило, есть свои молельные места внутри храма, например, около определенной иконы или столпа. Этот издавна сложившийся обычай следует уважать. Однако если место уже занято, то требовать освободить его — нельзя. Иными словами, избегая ненужных конфликтов, лучше становиться на свободное, не занятое место, никого не утесняя и тем более не толкая.

На молитве подобает стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны, но мысы стоп могут быть (для удобного стояния) несколько разведены. Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Согласно одному из святоотеческих толкований, такое положение рук молящихся подобно сложению крыльев святых Небесных Сил безплотных, предстоящих страшному Престолу Господа Славы. Об этом было открыто в видении святому пророку Исаии: в благоговейном ужасе от величия Божия огненные Херувимы и Серафимы, имевшие по шесть крыльев, одной парой крыл закрывали лица, другой — ноги, а с помощью третьей пары летали (Ис. 6, 1-4). Именно поэтому, то есть чтобы выразить благоговение перед Божеством, подобное ангельскому, православные христиане-старообрядцы таким образом складывают на молитве руки.

Говоря о месте для молящихся в церкви, следует упомянуть и о том, что лицам мужского и женского пола необходимо во время службы стоять раздельно, в разных частях церкви. В приходах, где много прихожан-мужчин, они, как правило, занимают переднюю, ближнюю к иконостасу, половину храма, женщины же стоят сзади. В прочих общинах мужчины обычно стоят перед правой половиной иконостаса.

Как ставить свечи

Еще до пришествия Христова, или, выражаясь по-современному, до нашей эры, богослужение древнего Израиля в Иеросалимском храме сопровождалось каждением, то есть возжжением благовоний, в знак молитвы Богу, в особых металлических сосудах на цепях (кадилах), находившихся в определенные моменты в руках священников. Эта традиция унаследована и христианской Церковию — во время службы в храме достаточно часто можно видеть кадящего священнослужителя. Совершая каждение, он тайно (про себя) произносит 50-й псалом («Помилуй мя, Боже…»), а обратясь к людям и кадя их, говорит: «Дух Святыи найдет на вас и сила Вышняго осенит вас». На это молящиеся (не крестясь) кланяются в пояс, и каждый тихо отвечает: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Данный обычай связан со значением фимиама (кадильного дыма): по святоотеческому толкованию, он видимо обозначает невидимую благодать Святаго Духа Божия, находящуюся в Церкви.

Иным видом богослужебной жертвы Богу являются восковые свечи. Их горение на подсвечниках перед святыми иконами выражает наше внутреннее молитвенное горение перед Самим Господом, Его Пречистой Материю и святыми, поэтому и ставить каждую свечу надо с молитвой. Молитва эта должна относиться к тому образу, перед которым ставится свеча. Так, ставя свечу перед иконой Спасителя, перекрестясь, произносят молитву Исусову: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Или: «Господи, благослови». Эти молитвы можно произносить и перед любой другой иконой. Соответственно, перед образом Божией Матери молятся: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего», перед святым Крестом Христовым: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», а перед иконами святых произносят молитвы им (например, святителю Николе: «Святителю Христов Николае, моли Бога о мне, грешнем»). Свечу необходимо ставить прямо, без наклона в какую-либо сторону, а поставив ее, вновь перекреститься и поклониться единожды в пояс с соответствующей молитвой. В некоторых храмах «до и после свечи» принято кланяться по трижды, а ставя свечу, осенять себя крестным знамением без поклона. Следует добавить, что без благословения входить на солею (возвышение перед иконостасом) миряне не должны. Если есть желание поставить свечу к иконе, надо передать благословленным прихожанам и попросить поставить.

Необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника догорающие огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Наша жертва бывает приятна и угодна Богу только в том случае, если она приносится без нарушения обязательного для христианской службы благочинного порядка.

О земных и поясных поклонах 

Все поклоны, земные и поясные, молящиеся совершают совместно, согласно указаниям церковного Устава, а не когда кому вздумается. Поклоны необходимо творить истово и чинно, без излишней суетливости или нарочитого замедления в движениях. Если по Уставу поклон совершается с крестным знамением, следует сначала перекреститься, так, чтобы для тела молящегося, а не для его одежды только, это было ощутимо, а затем поклониться в пояс или в землю, согласно конкретному моменту службы.

Земные поклоны полагаются на подручник — нарочито сшитый коврик для поддержания чистоты рук. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься и поклониться: простертые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли настолько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике. Не следует разводить в стороны локти и колени или издавать какой-либо стук при поклоне.

В древней Православной Церкви не было обычая молиться стоя на коленях, нет такого обыкновения и в старообрядчестве. Обычай молиться на коленях хорошим назвать никак нельзя, ибо Господь Исус Христос перед Своим добровольным страданием за род человеческий показал нам в Гефсиманском саду образ молитвы: Паде на лицы своем, моляся (Мф., зач. 108). Воины же, «ругавшиеся», т.е. насмехавшиеся, Господу во время Его Страстей, творили поругание, поклоньшеся на колену пред Ним (Мф., зач. 112).

При публикации данной страницы использованы материалы официального сайта Русской Православной старообрядческой Церкви. С остальными правилами можно ознакомиться на сайте РПСЦ, в разделе «В старообрядческом храме». Электронные копии богослужебных книг и книг, посвященных старообрядчеству можно скачать в разделе «Библиотека» на сайте РПСЦ.